Журнал


«Искусство Евразии»


Перед вами первый номер журнала «Искусство Евразии» в этом году, и он посвящен выдающемуся художнику России Василию Ивановичу Сурикову, чей 175-летний юбилей широко отмечается в нашей стране. Уверены, что вы найдете много нового и интересного о творчестве великого живописца в разделе «Форум». Но поскольку Суриков оказал воздействие на всё искусство России и, конечно же, Сибири, то отзвуки этого влияния так или иначе прослеживаются в статьях из других разделов. Кратко представлю каждый из них.

В настоящем номере сформировалась разнообразная по тематике рубрика «Евразийское наследие». В некоторых статьях авторы затрагивают социальные вопросы, например, как избежать китча в рыночных условиях при изготовлении и росписи семёновской матрешки, токарной куклы, ставшей удивительным явлением отечественной народной культуры. Всё глубже исследуя русскую икону, искусствоведы обнаруживают характерные черты различных иконописных школ, и об одной из них — костромской школе иконописи — идет речь в этом разделе. И на берегах Енисея наши авторы представляют уникальные коллекции икон, где ярко выделяется образ Богоматери Знамения, особо чтимой сибиряками.
По разнообразию форм проявления искусство XX–XXI веков не знает себе равных. Произведения, выполненные в стилях, сложившихся еще несколько столетий назад, и возникшие буквально на наших глазах, — часто мирно соседствуют на выставках. С одной стороны, это создает для зрителя широкую панораму искусства, где каждый может найти то, что особенно тронет его душу; с другой стороны, это многообразие дает импульсы всему художественному процессу. Происходит порой косвенное, а иногда и прямое влияние разных течений друг на друга. Конечно, при этом находится место салонности, мнимой глубокомысленности, налицо и тиражирование приемов. Но верится, что живой процесс искусства в сложном бурлении отбросит пустое и антихудожественное и выкристаллизует подлинные открытия. Например, реализм — казалось бы, древнейшее направление, в котором всё уже сложилось, все методы и подходы известны, но на наших глазах стала формироваться линия, которую можно назвать «новой классикой». Это не то же, что гиперреализм и фотореализм, хотя тяготеет к хорошей проработке художественной формы, да и с «суровым стилем» велики расхождения. Здесь с большой силой проявляется философичность и дух романтики. Истоки этого направления и некоторые его характерные черты уже описаны в статьях наших авторов.

Эти принципы — стремление к совершенной художественной форме и философичность — отчасти связывают разделы «Форум» и «Искусство XX–XXI веков» через творчество В.И. Сурикова. Оно было хорошо исследовано еще при жизни мастера, но, как это часто бывает, некоторые его важнейшие этапы только сейчас получают достойное освещение — например, итальянский период в жизни художника, который, в свою очередь, подготовил мощный взлет его живописи в «Боярыне Морозовой». С одной стороны, новые публикации о В.И. Сурикове закрывают имеющиеся лакуны и помогают лучше понять его наследие, а с другой стороны, всё очевиднее становится масштаб его личности. Он выступает в качестве крупнейшего мыслителя и даже пророка, человека, не только осознающего историю в фактах и событиях, но и улавливающего ее глубинные духовные основы. Живописец выносит это осознание в свои полотна, которые становятся «осевыми» для всей русской культуры. Понимание этого заставляет нас вновь и вновь обращаться к его картинам, как к романам Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, — и в «минуты роковые», и в повседневности, когда человек встает перед выбором, каким путем идти, как жить — по совести или по компромиссу. Героическое, мужественное и мудрое искусство Сурикова и дарит восторг душе своими прекрасными художественными формами, и одновременно ненавязчиво проводит идеи о незыблемых ценностях, о духовных скрепах, чрезвычайно важных в эпоху перемен.

Михаил Шишин
главный редактор

Made on
Tilda