Игорь Павлович Обросов (1930-2010) – действительный член Российской академии художеств (1997), Народный художник РСФСР (1983), лауреат Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии Российской Федерации (2000).
Как яркий представитель шестидесятых, он является одним из основателей особенного направления в современном искусстве, получившего название «суровый стиль». Узнаваемый авторский почерк, умение сформировать новую оптику взгляда, индивидуальный изобразительный язык делают Игоря Обросова одной из ключевых фигур отечественного искусства XX века.
Живопись и графика таких мастеров, как Игорь Обросов, Таир Салахов, Петр Оссовский, Виктор Попков и др. в 1960-е точно выразили настроение эпохи. Это был период подведения горьких итогов, когда осуществлялись первые попытки осмыслить не только великие достижения предвоенных пятилеток, но и ту высокую цену, которую пришлось за них заплатить. Пусть не в полный голос, но стал возможен разговор о репрессиях и многочисленных жертвах во имя Великой Победы. С другой стороны, в это же время страна испытывала небывалый подъем: очевидными были успехи в науке, в освоении космоса, в атомной энергетике, в промышленности и социальной сфере. Люди вдохновлялись ощущением особой гуманистической роли Советского Союза в мировой истории, стремились претворять в жизнь высокие нравственные идеалы, смотрели в будущее с верой и энтузиазмом.
В работах Игоря Обросова нашли отражение, как самые трагичные страницы истории XX века, так и самые светлые. Одними из важнейших стали в его творчестве образы Русской деревни – художник переживает за нее, стремится принимать живое участие в ее повседневности, вникать в ее горести и заботы. «Всю Россию не обустроишь, но можно помочь хотя бы одной деревне» – вот кредо автора, воплощенное в реальность в творчестве и в жизни: при непосредственном участии Обросова в одном из домов той деревни, где он жил, открыты художественная школа и небольшая часовня.
Развивая свою «деревенскую» тему, художник уходит от внешней, событийной канвы, стремится вглубь, цвет и композиция здесь выступают как характеристики духовных сущностей. Связь поколений — это ещё одна ведущая тема в работах Игоря Обросова. Трагедия 1930-х — его личная боль, он не столько пытается разобраться в причинах самого явления «большого террора», сколько задумывается о его последствиях, которые оказывают глубоко разрушительное воздействие, оставляют в душе человека неизгладимые и болезненные рубцы.
Буквально в каждом произведении художника прослеживается мысль о хрупкой ценности человеческой жизни. Именно эти размышления формируют эстетику и поэтику его работ. Гармония природы и духовная чистота человека – предмет его восторга и преклонения в многочисленных пейзажах и натюрмортах, в знаменитых обросовских «ню». Творческая манера Игоря Обросова сложилась на стыке графики и живописи – с отточенностью линий, лаконичностью, выразительностью и монументальной трактовкой форм.
Работы Игоря Обросова стали частью собраний ведущих российских и зарубежных музеев, большое количество ярких современных художников с гордостью называют себя его учениками. Его творчество оказало заметное влияние на изобразительное искусство в конце двадцатого века и дало импульс для развития отечественной живописи и графики в начале века двадцать первого.
В экспозиции представлено около 50-ти живописных и графических работ: портреты деятелей культуры, натюрморты, деревенские пейзажи и лирические виды Москвы.
Данная выставка любезно предоставлена Павлом Игоревичем Обросовым, сыном художника, и её куратором – известным московским искусствоведом Петром Барановым.
По материалам пресс-релиза Томского областного художественного музея