Несмотря на то, что практика подобных выставок в России существует уже более полувека, связана она преимущественно со столичными городами. Последняя краевая выставка сценографии проходила в Красноярске тридцать лет назад, а выставка такого масштаба проводится в нашем регионе впервые.
На суд широкой публики будет представлена экспозиция уникальных материалов, демонстрирующая стиль, почерк и высокий профессиональный уровень региональных художников-сценографов. В выставке участвуют порядка 50 художников из 20 городов России, а так же Монголия и Хорватия. Зрители увидят работы мастеров всех «весовых категорий» - как титулованных мэтров, так и недавних выпускников театрально-декорационного отделения Красноярского художественного училища им. В.И. Сурикова.
Когда-то Готтардо Гонзаго - театральный художник конца XVIII века - назвал театральные декорации «Музыкой для глаз». Само слово «сценография» появилось в нашем обиходе лишь в 70-е годы ХХ столетия. Оно прижилось и стало необходимым в театральной практике, потому что более точно отражало суть профессии театрального художника и его особую роль в театральной постановке. А роль эта сводилась к тому, что художник театра стал сорежиссером - тем, кто средствами декорационного искусства создает на сцене образ времени и обстановки, в которой происходит действие пьесы, определяет в спектакле пластику поведения актеров, характер мизансцен, динамику действия, его темп и ритм – все то, что рождает образ спектакля. Поэтому сейчас невозможно представить работу режиссера без тесного сотрудничества с художником.
Работа художника театра очень отличается от работы художника-живописца или графика тем, что он имеет дело не с плоскостью холста или бумаги, а с трехмерным пространством сцены, в котором создает мир спектакля. Стараясь достичь его максимальной пластической выразительности, театральный художник использует весь свой разнообразный инструментарий: живопись, архитектуру, пространственные конструкции, театральный костюм, грим, реквизит, световую и звуковую палитру спектакля – то, что имеет отношение к визуальном образу спектакля, нанизывая его составляющие на жесткий каркас мизансцен, определяемый им совместно с режиссером. Творчество сценографа требует знания живописи, архитектуры, дизайна, технологии, инженерии, а главное — композиции. Для создания сценического оформления спектакля сценограф должен погрузиться в изучение различных исторических эпох, воспроизвести мебельные стили, предметы быта, костюмы, орнаменты, различные фактуры природного ландшафта, архитектурные и интерьерные элементы.
Предлагаемая экспозиция раскрывает богатейший мир театра. Выставка объединяет на одной площадке – макеты декораций и эскизы, куклы и артефакты, фотографии и театральные костюмы к спектаклям, удивляя зрителя многообразием театральных идей и форм. Ведь каждый мастер работает по-своему и создает самое различное оформление сценического действия – в зависимости от характера драматического или музыкального произведения и от его режиссерского прочтения. Эти Представленные произведения демонстрируют богатство художественных манер, техническую изощренность, глубину замыслов и фантазийный мир художника театра.