Так, Красноярская музейная биеннале современного искусства, включающая паблик-арт, музейную, коммуникационную, образовательную программы, а также спецпроекты, показывает современное искусство Красноярска и всей Сибири, являясь брендом территории. Екатеринбургская биеннале – один из крупнейших проектов в области современного искусства – исследует индустриальность как историческое наследие и как актуальную практику, в которую вовлечено множество людей и пространств. Якутская биеннале объединяет город, музей и творческие ресурсы на якутской платформе. Творческие проекты и отдельные выставки побуждают говорить об искусстве как о процессе – живом и развивающемся.
Объявляя тему номера, редакция осознавала, что журнал, учрежденный академией, ступает на территорию открытых систем, в которых интерпретируется всё происходящее. Искусство как процесс познания мира… Думается, это один из основных постулатов современных арт-практик. Отклик авторов дал понимание актуальности темы: состоялась не только рубрика номера, но остался задел для следующих номеров. Представлены современные арт-практики Урала, Сибири, Дальнего Востока. Определены тенденции и векторы развития площадок, представляющих современное искусство.
Символично, что в рубриках журнала искусство представлено в его преемственности и непрерывности: наследие, хранение, атрибуция произведений, созданных в предшествующих периодах, являются почвой для развития нового.
Ольга Ивановна Зотова
кандидат искусствоведения,
главный редактор журнала
«Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока»