Визит председателя Регионального отделения УСДВ РАХ в Красноярске Шишина М.Ю. в Пекин.

М.Ю. Шишин и Хан Вэнчжао, CAFA.
Переговоры М.Ю. Шишина и Юй Хуаинь
01 августа 2024 года состоялся визит председателя Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств М.Ю. Шишина в Пекин по приглашению академического института Китая. Академик М.Ю. Шишин о результатах поездки и своих впечатлениях:

– Восток всегда привлекал и привлекает меня, и побывать в Пекине было давней мечтой. Она реализовалась благодаря приглашению Института географии и экологии Академии наук Китая, который находится в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района. С этим институтом и его замечательными профессорами, госпожой Ян Чжоупин и госпожой Хан Фан меня связывают давние научные и дружеские связи. Нами совместно уже реализовано немало. И конференция, состоявшаяся в Пекине в Центральном институте экологии и географии, подводила итог исследованиям по трансграничной территории Большого Алтая, который объединил Россию, Казахстан, Китай и Монголию. Специалисты этих четырех стран стали основными докладчиками и внесли важные предложения по сохранению и развитию природосберегающих экономических подходов для этой уникальной горной страны. Я выступил с пленарным докладом об уникальном культурном наследии Алтая, представил наши уже почти тридцатилетние исследования уникальных комплексов наскальных рисунков, архитектуры, живой национальной культуры Большого Алтая, проведенные совместно с монгольскими учеными. Наше изучение этого поистине мирового значения культурного наследия может быть интересно очень многим людям, и есть все основания для развития культурологического и художественного туризма.
Кроме того, воспользовавшись свободным временем, я побывал в нескольких крупнейших музеях Пекина. Впечатления еще очень живы, я открыл для себя невероятно много. Всем, кто интересуется искусством Китая, будучи в Пекине, необходимо посетить музей Ци Байши (1864-1957). Это выдающийся мастер каллиграфии, резьбы по камню и традиционной китайской живописи го-хуа. Экспозиция составлена идеально, одна из лучших по впечатлениям среди других, которые я видел во многих странах. Работы показаны с большим вкусом, представлены подготовительные рисунки, воссоздан кабинет художника и философа. Словом, все, кто там побывает, узнают немало нового об этом выдающемся, мирового уровня мастере и испытают эстетическое наслаждение высочайшего уровня.

Второй музей, в котором удалось побывать, это музей Университета Цинхуа. Громадное здание с большим количеством уютных галерей, где можно увидеть самые различные выставки от керамики Месопотамии, до современного искусства. Здесь вновь состоялась встреча с Ци Байши и художниками его круга. Здесь поражают и экспозиции, и колоссальное число посетителей и особенно детей. Всегда после посещения таких собраний думаешь, что хорошо бы вернуться и еще раз посмотреть эти выставки — традиционную живопись Китая, китайский костюм (великолепная экспозиция как раз была представлена в музее), да и сами интерьеры впечатляют.

Кроме музейных экскурсий, благодаря помощи китайских друзей у меня состоялись еще очень важные и, на мой взгляд, перспективные переговоры с двумя главнейшими художественными учреждениями Китая. Во-первых, с музеем Государственной академии изящных искусств (CAFA). Китайская академия во многом похожа на ведущие российские художественные институты имени И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Приятно было узнать, что эти вузы между собой активно взаимодействуют, знают ведущих художников нашей страны, многие из которых уже побывали в Китае.

Академия CAFA, дворик.
Музей университета Tsinghua University
Интерьер музея CAFA.
Национальный костюм, музей Tsinghua University
На встрече 04 августа 2024 года в здании музея Китайской академии искусств (Пекин) состоялось совещание с секретарем партийного Комитета музея Центральной академии изящных искусств (CAFA) Хан Вэнчжао. Рассказывая о Российской академии в целом, я сделал акцент на художественной жизни Урала, Сибири и Дальнего Востока, а мой собеседник познакомил с музеем, его выставками и лабораториями, в частности реставрационной мастерской, где работает мастер, получивший образование в России, в Институте имени И.Е. Репина.

Мы подробно рассказали друг другу о преподавательской, выставочной и научной работе. Было констатировано, что у обеих — российской и китайской — академий много общего в работе и есть перспективные направления совместной деятельности.

Обстоятельно обсуждался следующий круг вопросов:
– установление прямых контактов музея и академии, в связи с чем целесообразно китайской делегации побывать в Москве в Российской академии художеств и установить прямой диалог с ее руководством. По согласованию с китайской стороной, после определения состава делегации и удобных сроков посещения Российской академией художеств будут направлены все необходимые документы для оформления визы в Россию и оговорены конкретные условия и порядок проведения встречи с руководством РАХ;

– проведение выставок российских художников в Китае в CAFA и китайских художников в Москве. По согласованию сторон эти выставки могут иметь передвижной характер и экспонироваться в других музеях России и Китая. После согласования тематики, сроков и состава участников этих выставок, будут заключены отдельные соглашения, которые будут определять условия и действия каждой из сторон;

– возможность и перспективность совместных пленэров российских и китайских художников, в том числе и с участием студентов и профессоров. Этот вопрос потребует согласования и уточнения многих деталей, после чего будет подробно проработан весь проект по срокам, составу участников и месте проведения пленэра. Наиболее привлекательными вариантами могут быть пленэры на Алтае, в Красноярском крае, на Байкале;

– в области издательской деятельности и публикации статей по изобразительному искусству было предложено активнее публиковать статьи в российских академических журналах, таких как «Академия» и «Искусство Евразии»;

Экспонаты Академии CAFA.
– в области повышения квалификации сотрудников стороны договорились обмениваться информацией о проходящих в России и Китае обучающих семинарах, приглашать специалистов для проведения мастер-классов и спецкурсов.

С российской стороны было сделано приглашение для китайских искусствоведов принять участие в крупной конференции в Новосибирске 10–13 октября текущего года.

И, наконец, очень продуктивные переговоры состоялись у меня в Национальном художественном музее Китая с руководителем выставочного департамента Сунь Кэ. Он рассказал, с каким успехом прошла выставка президента нашей академии Зураба Константиновича Церетели в прошлом году в этом музее, а в этом — уже со своими работами здесь участвовали академики Евгений Викторович Ромашко и председатель Союза художников России Андрей Николаевич Ковальчук. Затем обстоятельный разговор о перспективах научной и выставочной работы у меня состоялся с госпожой Юй Хуаинь, заместителем секретаря парткома Национального художественного музея Китая. Уверен, что могут состояться очень интересные художественные проекты членов нашего отделения и ведущих художников Урала, Сибири и Дальнего Востока в Китае. Мы обменялись изданиями. Было очень приятно и лестно узнать, что наш журнал «Искусство Евразии», который публикует много статей китайских, монгольских, индийских искусствоведов, известен художникам и искусствоведам соседней страны.

Закончу одной фразой: искусство — действительно универсальный язык, оно сближает народы и приносит покой и радость, поэтому обязательно продолжим совместную работу и постараемся развить новые контакты с китайскими друзьями.
Экспозиция Ци Байши в музее университета.
Made on
Tilda