«Я нашел тебя, моя Индия.
Лик Бхараты»

Даты: 03 июля - 10 августа 2025 г.
Место проведения: г. Красноярск, пр. им. газеты "Красноярский рабочий", 197.
Режим работы: ежедневно с 10:00 до 18:00
Вход свободный.

Трансазиатский художественно-просветительский проект приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха и 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Индией.

В советские годы Индию посещали известные российские художники, среди них А. Герасимов, Е. Вучетич, И. Глазунов, Д.Налбандян, В. Переяславец, О. Комов, В. Сидоров, А. Белашов, Д. Жилинский, а также такие современные авторы как ‒ З. Церетели, В. Калинин, А. Шмаринов, Д. Тугаринов, Д. Санджиев, К. Финогенов, В. Малолетков, В. Анисимов, Н. Соломин, А. Покровский, В. Климашин, А. Рыбкин, К. Войнов, В. Теплов, А. Белашов, С. Никиреев, Р. Яушев, О. Яушева и многие другие.

Говоря о вкладе отечественных художников в укрепление культурных связей между нашими странами, необходимо вспомнить созданные Е. Вучетичем и О. Комовым портреты легендарных индийских политических деятелей, повлиявших на ход истории ХХ века; портреты представителей индийского изобразительного искусства, театра и кино, выполненные А. Герасимовым и К. Финогеновым; жанровые композиции из жизни простых индийцев, рассказывающие об их быте, радостях и горестях, которые впоследствии составили целые тематические циклы в творчестве В.Климашина и Д. Налбандяна. Из творческих поездок в Индию С. Чуйков, В. Ефанов, Н. Пономарёв, В. Малолетков, В. Попов, Н. Ромадин, Д. Митлянский и многие другие авторы привозили работы столь замечательного качества и силы образа, что некоторые из них сразу же входили в собрание Государственной Третьяковской галереи.


Конец 80-х годов прошлого века ознаменован новым явлением в Российско-Индийском культурном взаимодействии. Смена общественно-экономической формации и появление демократических свобод позволило художникам беспрепятственно выезжать в Индию и систематизировать их работу на Земле Бхараты. Именно в этот период сотрудничество нашей страны с Индией в области изобразительного искусства обрело систематический характер.
В качестве основной базы для творческой работы Святослав Николаевич Рерих разрешил использовать имение семьи Рерихов, которое расположилось в Гималайских горах в долине Кулу, селении Наггар (штат Химачал-Прадеш). Ответственность за функционирование базы российских художников в должном порядке была в то время возложена Посольством СССР в Индии на В. Анисимова.

В активном режиме, творческая лаборатория российских художников в Гималаях на базе имения Н.К. Рериха просуществовала до 2015 года. Позднее, в связи с изменением поставленных задач перед группой художников, членов бюро творческих экспедиций и Российско-Индийского клуба искусств имени Рерихов, посещение имения для творческой работы носило эпизодический характер и художники были направлены на творческую работу в страны юго-восточной Азии, Латинской Америки и Северной Африки.
Художественно-просветительский проект объединяет около 200 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства 30 российских художников, которые подолгу работали в Индии. Ядро составляют произведения академиков и Народных художников России: А. Белашова, К. Войнова, Ю. Копейко, С. Никиреева, В. Малолеткова, М. Митурича-Хлебникова, В. Переяславца, А. Покровского, А. Полковниченко, Н. Пономарева, Л. Савельевой, Н. Соломина, В. Теплова, Р. Яушева, О. Яушевой, В. Попова, В. Калинина, В. Мосиелева и других. Эти художники работали в нескольких экспедициях, возглавляемых В. Анисимовым. По сути, он и члены творческих экспедиций 1990-х годов стали первыми, кто начал работу по восстановлению имения Николая Рериха на севере Индии. Именно там находится и по сей день функционирует Институт Гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней зари»), созданный семьей Рериха и призванный обобщить грандиозный объем материалов трансазиатской экспедиции, ярко описанной им в книге «Алтай ‒ Гималаи».

После ухода из жизни Н. К. Рериха (1947) и его жены Елены Ивановны (1955), институт «Урусвати» и имение семьи Рерихов находились в сложном положении. Группы художников смогли проделать колоссальный объем работ, привести здания, архивы, коллекции в должное состояние и, кроме этого, написать немало замечательных работ. В дальнейшем эти художники совершили ряд крупных и продолжительных экспедиций. Неоднократно экспонировали свои произведения в Индии (в Лалит Кала Академи) и России (в Государственной Третьяковской галерее и Российской академии художеств). Теперь с ними имеют возможность познакомиться зрители ведущих художественных институций Владивостока, Хабаровска, Благовещенска, Читы, Комсомольска-на-Амуре, Улан-Удэ, Иркутска, Красноярска, Кемерова, Новокузнецка, Томска, Барнаула, Новосибирска, Омска, Тюмени, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Абакана, Кургана, Тобольска и других городов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Проект, инициированный Региональным отделением Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств и Бюро творческих экспедиций, реализуется под эгидой Российской академии художеств. Большую помощь проекту оказывало Министерство иностранных дел России, посольство РФ в Республике Индия и Общество ревнителей духовного единства народов «Орден».
Анисимов В. Albabenshal. Зной. 2014. Холст, масло. 130х110.
Полковниченко А. Стакан воды. 2022. Холст, масло. 54,5х55,5
Яушева О. После вечернего Намаза. Милостыня. 2023. Холст, масло. 160х190.
Made on
Tilda